Музей ММВБ
Экспозиция Летопись Коллекция
           
   
От "Иванова ста" начало было
Московский "Сити"
"Разместитель биржевых бумаг в России"
Государство просит взаймы
Биржевая "кухня"
"Клоб" для купечества, или чтобы делать добро людям
Россия губерниями прирастала
Во времена новой экономической политики
Экономические реформы в России: возрождение бирж
Биржа национального значения
Хронология
Купеческий словарь
Список литературы
Временная шкала
1796 - 1917

Россия губерниями прирастала

страница   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  версия для печати

Предпринимательством в старых русских городах занимались еще издревле. Сфера деятельности отечественных купцов была необычайно велика и разнообразна в разные времена и охватывала всю географию экономического освоения Руси. Вереницы телег, подвод, лодий с товарами нескончаемо тянулись по бесконечным русским дорогам и водным просторам. Лен, пенька, сало, кожи, красная юфть, меха, железо, оружие, смола, ткани, сахар и, конечно же, хлеб — это не полный перечень того, что растекалось караванами по просторам государства. Сколько великолепных торговых путей пересекали наши древние территории!

 

Беломорский проходил через Вологду по рекам Сухоне и Северной Двине в сторону Архангельска, на Белое море, а там было и рукой подать до иностранщины. Здесь встречались замечательные города Усть-Сысольск, Великий Устюг, Яренск, Тотьма и другие, принимавшие активное участие в торговле на этом направлении.

 

Балтийский торговый путь шел через столицу в Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Новгород, Псков и прямо к Балтике, Германии.

 

В литовские земли попадали из Москвы через Смоленск. А дорога в Крым пролегала через Рязань, Тамбов, воронежские земли и донские степи.

 

Дорога в сторону Сибири начиналась на Волге, а затем от Соликамска волоком тащились к Верхотурью, и снова водой до Тобольска. Далее дорога шла на Енисейск. Затем в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. В ХVI веке этим путем прошел Ермак Тимофеевич. Он открыл просторные ворота для проникновения русских людей за Урал, что послужило первым шагом к поступательному движению через необъятный материк Азии. К середине ХVIII века Зауралье и Сибирь были для русских людей уже хорошо обжитыми краями. Вокруг древних острогов разрастались города, появлялись первые заводы горнорудной промышленности, к сибирскому традиционному экспорту — пушнине — прибавился металл.

В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
увеличить (179 Кб)

Одним из важнейших путей всегда был Волжский, который вел напрямик к Каспийскому морю, затем в Персию, Бухару, Хиву. Главным торговым центром на Волге был Нижний Новгород со своей знаменитой ярмаркой. До него купцы шли достаточно спокойно, ниже, до Астрахани, спускались уже с долей беспокойства. Территория шла необжитая, со злыми кочевыми племенами. От Нижнего до Астрахани плыли месяц. Для безопасности шли крупными караванами до пятисот судов с немалой охраной, останавливаясь в Чебоксарах, Казани, Самаре, Саратове.

 

В XV веке иностранцы, путешествовавшие с хозяйственной целью по русским территориям, сами рассказывали страшные истории. Один иностранный купец по имени Контарини, проезжавший в 1476 году по пути из Астрахани в Москву с большим купеческим караваном, пишет, что ехали в немалом страхе, поминутно ожидая нападений. Особенно это было там, где Дон подходил на ближайшее расстояние к Волге, через которую переправлялись на плотах, наскоро сработанных в близлежащем лесу. В самой же степи почти не было видно следов дороги. На ночь путники ограждались повозками в виде крепости и ставили караульных. И так ехали не менее 47 дней.

Великий Сибирский путь. Станция Кемчуг. Фото 1905 года
увеличить (52 Кб)

Особенно «славился» разбойниками путь по Волге. Путешественники указывали множество мест, известных рассказами о разбоях степных кочевников и казаков. Однажды на английскую барку, плывшую в 1658 году по Волге в Персию, недалеко от Астрахани, напало до тридцати степных ногаев на восемнадцати лодках, и только после двухчасового боя с применением огнестрельного оружия англичанам удалось прогнать разбойников.

 

Другой случай запечатлен в летописи 1573 года. По возвращении из Персии английских купцов близ устья Волги встретили русские казаки числом 150 человек, вооруженные топорами и пищалями. Сначала лихие люди прикинулись мирянами и обманом взошли на судно, на котором начали неимоверную резню. Побоище кончилось тем, что англичане сдали свой корабль со всеми товарами, взяв с разбойников клятву, что те даруют им жизнь.

 

Но, несмотря на страшный разбой, творившийся на этой просторной территории, Волжский речной путь всегда давал русскому человеку всевозможные товары для жизни и торговли. Начиная с XVIII века, получает он свое второе крещение. К тому времени это уже не иноземная территория, где путника обязательно подстерегали неведомые племена и банды разбойников. Эта русская водная магистраль становится главной артерией для отечественных купцов. Недаром быстро строились, богатели и процветали волжские города. Создавались здесь мануфактуры, развивалось речное кораблестроение, появлялись товарные биржи.

 

 следующая страница 
страница   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  версия для печати

Экспозиция | Летопись | Коллекция  О музее | Книга отзывов | Поиск